возможностей, принцип, чрезвычайно продуктивный при создании музыкально-психологической драмы.

В опере Ю  Мейтуса конфликт осуществляется не через сопоставление или столкновение музыкально-тематических сфер, а как вскрытие внутренних противоречий. Вслед за драматургом он строит конфликтные ситуации, показывая внутренне родственные черты всех персонажей. Лишенные открытых антагонистических отношений, они осознают социальную непримиримость своей жизни. Тема несбывшегося счастья характеризует поэтому и Анну, и Михайлу, и Миколу; отдельные ее попевки и звенья встречаются в характеристиках народа и даже Старосты – поскольку все они в той или иной мере являются жертвами одной общественной формации. Такой драматургический прием усиливает социально-психологический подтекст музыкальной драмы.

Кроме того, Ю. Мейтус вводит и контрасты, способствующие нагнетанию драматизма. Это противопоставление экстатичной музыки молитвы Анны печальной теме несбывшегося счастья, угрюмой лейтгармонии Бабича – фанфарному лейтмотиву Гурмана, тяжеловесной темы Старосты – интонациям краткого счастья и, наконец, темы смерти, дыхание которой ощутимо уже в первых тактах партитуры (низкие духовые инструменты и челеста) – фольклорным мелодиям.

Композитор не отошел и от тех принципов, которыми руководствовался И. Франко в отборе народнопесенного материала как важнейшего элемента характеристики персонажей, драматургии и общей композиции произведения. В пьесе значение песен «Ой, там за горою» и «Ой, там у лісі» не исчерпывается жанрово-бытовой зарисовкой, а служит драматургическим целям. Например, «Ой, там за горою» является образной экспозицией ситуации и одновременно завязкой драмы1, Песня «Ой, там у лісі» служит своеобразным отстранением трагической развязки сюжета и одновременно достигает высокой степени социального обобщения.

Так же динамично, в прямом соответствии с действием пьесы, И. Франко трактует песенно-танцевальные эпизоды. Внезапная остановка танца в массовой сцене третьего

___________________

  1. Это как раз тот случай, когда, по верному замечанию В. Сахновского-Панкеева, экспозиция и завязка – «неразрывно слитые элементы единого начального этапа драмы, образуют исток драматического действия» (см.: Сахновский-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. – Л., 1969, с. 93).

59

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»