тема несбывшегося счастья

Лейтмотивам оперы присущи черты западноукраинского фольклора, и в частности так называемая гуцульская гамма (минор с IV повышенной ступенью и дорийской секстой) и ритм народной песни-танца коломыйки.

Процесс развития образов оперы не ограничивается портретными зарисовками: лейтмотивы подвергаются интенсивному ритмическому, интонационному, смысловому преобразованию. Тема несбывшегося счастья воздействует на интонационный строй вокальных партий, оказывает конструктивное воздействие на построение дуэта Анны и Михайлы, деформированно звучит в финале.

Подобные импульсивные, пронизывающие оперное сочинение темы способствуют раскрытию конфликтного содержания пьесы. Без них, по словам Б. Асафьева, «в музыкальном развитии нет ни спайки, ни напряженности, ни поступательного хода, хотя бы импульсы были энергичные, а материал наисвежейший»1. Пользуясь могучим средством драмы – действием, композитор передает не столько развитие фабулы, сколько логику раскрытия характеров. В этом и верное следование замыслу И. Франко, и своеобразие композиторской мысли. Исходный принцип драматургии «Украденного счастья» Ю. Мейтуса – монотематизм, способствующий последовательной разработке однородного музыкально-тематического материала, максимальному раскрытию всех его художественно-выразительных

___________________

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Избр. труды, т. 5, М., 1957, с. 175.

58

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»