|
|
|
|
Драматургическое мастерство Ю. Мейтуса наглядно проявилось и в оркестровке. Композитор тяготеет к фактурному разнообразию и эффективному использованию тембрально-характеристических и технических возможностей инструментов. Даже в собственно пейзажных эпизодах он не ограничивается звукописью и создает особую атмосферу, нагнетающую те или иные чувства персонажей. Например, краски весеннего цветения природы, солнечного дня и звонкие птичьи голоса, воссозданные в оркестровой зарисовке к первому действию, не только дополняют сцену лирических танцев девушек, но находятся в гармоническом соответствии с радостно-взволнованным настроением Аннички. Картина же зловещей Черногоры оттеняет мучительные переживания Дочери Ветра. Пытаясь понять изменения, происшедшие в ее душе, она внезапно замечает, каким далеким и чуждым стало все вокруг:
И месяц по ночам ее не пьет,
И солнце в ней купаться не желает,
Ведь в ней – ни капли жизни...
Самой себя понять мне не по силам.
Эта отчужденность героини запечатлена не только в самоуглубленном, эмоционально напряженном речитативе, звучащем на фоне предельно скупого сопровождения (выдержанные ноты, в паузах партии певицы – движение параллельными квартами), а и в специфических оркестровых красках (густое тремоло литавр и контрабаса, педали валторн, кларнетов и бас-кларнета, холодные тембры челесты и флейты, солирующей скрипки, играющей sul ponticello).
Завершая описание и краткий разбор основных композиционных черт оперы «Дочь Ветра», следует сказать несколько слов о подходе к народной песне. Как и в предыдущем сочинении, композитор почти не цитирует подлинных мелодий1. Однако, основываясь на закономерностях фольклора, обобщая и типизируя некоторые песенные образцы, он создает свои оригинальные темы народного склада.
Метод развития этих тем тот же, что и в предшествующем произведении. Композитор драматизирует народнопесенный материал и путем деформации куплетно-строфической структуры, и посредством вовлечения его в вариации
___________________