Решено было отразить в опере небольшой, но необычайно важный, трагический период в жизни семьи Ульяновых: лето 1886 – зима 1887 года. Не прошло и полутора лет после смерти Ильи Николаевича, 8 мая 1887 года в Петербурге был казнен Александр, в заточении оказалась Анна, а в ночь с 4 на 5 декабря был арестован и сослан в деревню Кокушкино Владимир.

Возникла еще одна проблема: как передать, в музыке живые человеческие черты героев, как найти правдивые вокальные интонации, в которых бы отразилась романтика юности революции? Надо было проявить чувство особого такта, чтобы не допустить снижения, приземления великого и дорогого советским людям образа. Малейшая фальшь способна была погубить весь замысел, оперные штампы легко могли дискредитировать тему. Но следовало также учесть и сохранить специфику жанра, его законы, при которых, по верному замечанию Б. Ярустовского, «не поющий, а разговаривающий актер должен казаться слушателю необычным, исключительным явлением»1.

Драматургию оперы композитор строит на сценах-монологах, сценах-дуэтах, развернутых ансамблях. Но он сознательно отказывается от завершенных оперных форм в партии Владимира Ульянова. Насыщая монологи героев важным идейным и политическим содержанием, Ю. Мейтус создает декламационно-мелодическую речь, которая отличается высокими художественными достоинствами. В своей новой опере он использует весь опыт работы над речевой интонацией, добиваясь наибольшей правды и достоверности.

Впервые в истории оперного искусства композитор сделал попытку написать развернутую вокальную партию Владимира Ульянова, рассчитанную на баритон широкого диапазона. И эта попытка увенчалась успехом. Образ Ленина был воспринят как жизненно правдивый и естественный. «Психологический барьер, разделявший наше представление о Ленине и об оперном герое, преодолен, – отмечала критика после спектакля Башкирского театра оперы и балета в 1967 году. – Сделан еще один подлинно новаторский шаг в художественном воплощении дорогого нам образа»2.

От сцены к сцене мы видим, как крепнут политические убеждения Владимира Ульянова, как зреет его решение

___________________

  1. Ярустовский Б. Очерки па драматургии оперы XX века. Кн. 1. – М., 1971, с. 41
  2. Миркин Б. Опера о юности Ильича. – Сов. Башкирия, 1967, 2 дек.

78

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»