«Значение оперы прежде всего в том, что это не детективная история приключений группы разведчиков, а широкая панорама жизни людей, личных судеб, отраженных в слове и музыке... Это удачное раскрытие исторически правдивого образа разведчика, художественное отображение политического события, когда герой без шумной аффектации жертвует собственной жизнью ради всех нас»1.

Персонажи оперы – преимущественно реальные исторические фигуры: советский разведчик Рихард Зорге, члены группы «Рамзай» Ходзуми Одзаки, Потоку Мияги, Макс и Анна Клаузен, Бранко Вукелич, японская девушка Исии Ханако, руководитель советской разведки Ян Карлович Берзин, посол гитлеровской Германии в Японии Эйген Отт, гестаповец Мейзингер, отличившийся небывалыми зверствами в Варшаве, начальник токийской тюрьмы Исидзима – тот самый, который казнил Зорге 7 ноября 1944 года.

Приступая к работе над оперой, Ю. Мейтус изучил большое количество материалов и документов о работе группы «Рамзай», и естественно все, что касается культуры Японии данного периода.

Кроме документальных фактов либреттисты воспользовались сведениями, сообщаемыми в различных мемуарах, книгах, опубликованных у нас в стране и за рубежом; вместе с тем в либретто допускаются некоторые временные смещения (так, дорожная авария, которая произошла с Зорге в 1938 году, перенесена на 1940 год).

Позднее, когда уже был создан клавир, композитор побывал в Японии и получил великолепную возможность скорректировать свои познания о быте, музыке и поэзии народа, а кроме того, и познакомиться с Исии Ханако.

В опере три действия, десять картин. С точки зрения драматургии либретто произведения построено чрезвычайно удачно. Сюжет насыщен событиями, темп динамичный, импульсивный. Композитор использует быструю смену кадров, наплывы.

Каждая картина выявляет важные черты характера героя, которые раскрываются в переломные, критические моменты его нелегкой судьбы. В первой картине образ разведчика экспонируется в резком противопоставлении с окружением (фашистский клуб в Токио). Во второй — Зорге оказывается в опасной ситуации; случайная встреча с нацисткой Эльзой чуть не приводит к провалу, и только

___________________

  1. E. Ш. Полный напряжения взгляд в историю. – Mitteldeutsche Neueste Nachrichten. – Dessau, 1977, 29 Okt.

93

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»