Образ этот получает сквозное развитие; лейтмотив Ульяны появляется в разных моментах оперы: в увертюре, в эпизоде клятвы, в сцене допроса и приобретает важное смысловое и конструктивное значение. Собственно говоря, эволюция образа героини отражает общую линию развития оперы: от спокойной, созерцательной лирики начальных сцен к трагической экспрессии финала.

Музыкальная характеристика Олега Кошевого привлекает теплотой, искренностью переживаний, юношеской порывистостью. Композитор основывает ее главным образом на современных песенных и романсовых интонациях, благодаря чему избегает поверхностно-плакатной патетики с ее обязательной маршевостью, пунктирной ритмикой, квартовыми ходами в мелодии и другими атрибутами условной героики. Пожалуй, автору можно предъявить прежде всего упрек в том, что Олегу несколько недостает волевых, энергичных черт; в его напевной и выразительной по своей кантиленности мелодике нет четкого тематического ядра, которое бы позволило развернуть образ, как это удалось композитору, например, в характеристике Ульяны.

Собственного лейтмотива Олег не имеет. И в его партии вместо «своих», лишь ему присущих интонаций, используются часто фрагменты, характеризующие других действующих лиц и сюжетные ситуации, о которых в том или ином случае идет разговор. Например, при воспоминании о матери (первая ария) в оркестре звучит ее тема. Почти вся предсмертная ария Олега пронизана отголосками темы клятвы.

Безусловным достижением Ю. Мейтуса является образ Любы Шевцовой. В первых актах основное место в ее музыкальной характеристике принадлежит скерцозному лейтмотиву, который возникает в сцене знакомства Любы с Олегом, а затем изобретательно развивается"в ее диалоге с гитлеровским офицером. Кроме него героиню характеризуют и другие средства: томный романс «Разгонит месяц ночную тьму» – своеобразная музыкальная маска, за которой Шевцова вынуждена скрывать свои подлинные чувства; острая, злая песня «Жил да был на свете кат», написанная в манере народных сатирических частушек.

Постепенно лейтмотив Любы теряет черты безоблачной скерцозности, становится сдержаннее и строже. В полной мере это ощутимо в сцене подготовки поджога биржи, когда вернувшаяся из Луганска Люба встречается с товарищами. Изложенный в замедленном темпе, перенесенный в средний регистр лейтмотив обнаруживает близость с темой Валько. В сцене вечеринки на первом плане вновь бьющая через

39

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»