|
|
|
|
состоящее из трех жестяных банок, до половины/заполненных сухим горохом, при встряхивании которых возникает звук, напоминающий шум паровой машины (Ю. Мейтус и назвал свое изобретение «машиной»). Четвертая часть сюиты, написанная с применением всех этих шумовых эффектов, производит впечатление вполне современной темброво-колористической звукописи.
Интенсивная музыкальная жизнь Харькова тех лет способствовала дальнейшему профессиональному росту Ю. Мейтуса. Надолго остались в памяти композитора встречи с Захарием Палиашвили и зарубежными музыкантами Белой Бартоком и Косаку Ямада, гостившими в Советском Союзе в 1929-1930 годах.
Встреча харьковчан с Б. Бартоком состоялась в концертном зале УОКСа (Украинское общество культурных связей). Зная, что венгерский гость горячо интересуется фольклором разных национальностей СССР, композиторы пригласили на встречу певицу Дину Фрейчко, исполнившую «Этнографический концерт» Ю. Мейтуса (аккомпанировал автор) – двадцать обработок песен народностей, проживающих на Украине. Из сочинений Б. Бартока в концерте прозвучали Скрипичная соната и Третий квартет.
В интервью, данном харьковским журналистам, венгерский музыкант, подчеркнул, что теплый прием, оказанный ему в столице Советской Украины, останется в его памяти на всю жизнь. Он обещал в дальнейшем поддерживать тесные контакты с украинскими композиторами. Ю. Мейтус продолжительное время переписывался с Б. Бартоком, переслал в Будапешт свою Первую сюиту для оркестра на темы украинских народных песен, ряд других сочинений, а также публикации известного украинского фольклориста К. Квитки1. В свою очередь Б. Барток выслал Ю. Мейтусу несколько сборников венгерских народных песен и ноты своих пьес для детей2.
Много ценного дало Ю. Мейтусу общение с хорошо известной в то время певицей Д. Фрейчко. Она ввела композитора
__________________