|
|
|
|
возможностей солирующего голоса, великолепное владение автором всем арсеналом средств камерно-вокального жанра и, наконец, его прочную опору на классические национальные традиции. Критика покорили жизнеутверждающая энергия баллады «Про Перебендю» (№ 4), тихая ласковость романса «Солнце стелит пурпурные пасики» (№ 5), скорбное размышление элегии «Лесов и рощ багряная заря» (№ 6), «Все это, – подчеркивал Ин. Попов, – создает динамическую смену образов и непрерывно держит в напряжении слушателя»1.
В композиции всего цикла и внутри каждого из романсов композитор использует средства контрастной драматургии, позволяющей выпукло очертить ведущие мысли стихов и дать крупным планом образы героев. В балладе «В минуту скорби» (№ 1) углубленные размышления, сосредоточенные на одной всепоглощающей мысли (Lento), внезапно прерываются трагическим возгласом:
По гребням волн лети, скользи,
Сжимая руль, седой рыбалка,
Мне хоть проклятье привези,
Коль слова доброго так жалко!2
В центре этого романса образ далекой родины. Обращаясь к ветру и облакам, герой-поэт спрашивает, видна ли им вечерняя звезда над степными украинскими просторами? Этот основной музыкальный образ композитор строит на основе характерных интонаций народных дум и песен:
Подобное же настроение главенствует в романсе «Вот к берегу пристали» (№2). Здесь автор еще активнее переинтонирует народнопесенные и танцевальные образцы и достигает
___________________