привлекает не только широким охватом тем и сюжетов, – в каждой из его опер решаются сложные задачи драматургического порядка. Если в 40-50-е годы композитор тяготел к структуре номерного типа, то позднее он все больше отдает предпочтение принципам сквозного развития. Происходит эволюция музыкальной речи, гармонического языка, изменяется функция оркестра (все большее значение приобретают разнообразные интерлюдии, симфонические эпизоды и обобщения, в которых содержатся как бы комментарии к событиям, происходящим на сцене).

Постоянным соавтором Ю.  Мейтуса в разработке сценариев и либретто опер на протяжении многих лет является Александра Ивановна Васильева. Созданные ею в содружестве с поэтами сценарии и тексты либретто «Братьев Ульяновых», «Рихарда Зорге», «Дочери Ветра», «Анны Карениной», «Ярослава Мудрого», «Марьяны Пинеды» стройны по драматургии, логичному чередованию сольных и массовых эпизодов; большое значение придается масштабному раскрытию образа народа, как правило, являющегося глашатаем авторской идеи.

В послевоенные годы композитор продолжает осваивать богатства многонациональной советской поэзии. В камерновокальном творчестве Мейтуса мы встречаемся с исключительным многообразием тем, образов, настроений и способов передачи стихотворного текста. Достаточно сказать, что им написано в общей сложности около трехсот произведений этого жанра.

В поле зрения композитора попадают прежде всего сочинения украинских поэтов, которые нашли в его лице своего горячего и последовательного пропагандиста и интерпретатора. Множество романсов и баллад, созданных им, открывают поистине безграничный мир национальной украинской поэзии, вмещающий в себя и образы высокой гражданственности, и задушевный лиризм, и искрометный юмор, и глубокие нравственно-этические идеи. В сборниках и циклах Ю.  Мейтуса объединены поэтические строки классиков украинской литературы – Т.  Шевченко, И.  Франко, Леси Украинки; композитор обращается к поэзии Л. Первомайского, П. Воронько, В. Ткаченко, Л. Забашты, Л. Вышеславского, Д. Павлычко, В. Симоненко, В. Коротича, находя в ней источник углубленного размышления над образами природы, национальным характером и обычаями, психологией человека сегодняшнего дня. В этом смысле прекрасно написаны романсы на стихи П. Тычины, М. Рыльского, М. Бажана, В. Сосюры, не говоря уже об излюбленном поэте Мейтуса – Андрее Малышко.

29

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»