народных песен. В приобщении к фольклорным источникам ему оказали помощь молодые туркменские композиторы Ашир Кулиев и Дангатар Овезов, в содружестве с которыми возникли оперы «Абадан» и «Лейли и Меджнун».

Чтобы постичь специфику туркменской музыки и поэзии, композитор внимательно изучил записи В. Успенского и В. Беляева. Он познакомился с трудовыми, свадебными, колыбельными песнями, особое внимание уделил народным инструментальным мелодиям для тюйдюка и дутара. Его привлекли оригинальные формы туркменского стихосложения и поэтический мир дастанов — эпико-новеллистических повествований, известных с древних времен («Кёр-оглы», «Шасенем и Гариб», «Асли и Керем», «Лейли и Меджнун» и другие).

Опера «Махтумкули», посвященная 225-летнему юбилею родоначальника новой туркменской литературы, – лучшее, наиболее значительное из произведений композитора на туркменскую тематику. В основу ее легло либретто Б. Кербабаева и А. Карлиева.

Многое в облике классика туркменской литературы XVIII столетия Махтумкули Фраги (1730-1780) импонировало композитору, отвечало его идеалу положительного героя: протест против ханжества, лицемерия и лжи, неприятие трусости, низости, стяжательства, измены. Поэта глубоко волновали судьбы родного края; он восставал против межплеменных раздоров, ратовал за национальную целост-ность и независимость отчизны. Художественное слово служило ему орудием борьбы за моральное обновление человека1.

Едва ли возможно в одном произведении воплотить средствами оперного искусства столь различные грани дарования Махтумкули. Авторы либретто и не ставили перед собой такой задачи. На наш взгляд, в сюжетной канве сочинения Ю. Мейтуса максимально выявлены и обрисованы лирические мотивы поэзии Махтумкули, прочерчены конфликтные линии его драматичной судьбы.

В пяти картинах оперы центральное место уделено главному герою. В первой из них показан эпизод изгнания Махтумкули из медресе Ширгази, где среди книг Платона и Аристотеля прошли его юные годы:

Здесь вдохновенья ключ забил во мне, искрясь.

Я гневом изойду, клеймя пороков грязь.

Духовную с тобой не разорву я связь...

Прощай, науки дом, прекрасный Ширгази!

___________________

  1. Об этом см.: Карыев Б.А. Слово о Махтумкули. – В кн.: Махтумкули. Избр. Ашхабад, 1960, с. 6.

73

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»