|
|
|
|
В следующем романсе («Правда») важное смысловое и формообразующее значение приобретает остинатно проводимая попевка соль – ми – ми-бемоль, как бы воплощают щая неотступную мысль, которая тревожит героя и напоминает ему о материнском напутствии: «Мудрым будь и смелым в жизни будь!»
Трагичен сюжет третьего романса («Баллада»). Мать ждет своих семерых сыновей за праздничным столом. Но с войны возвращаются не все:
Трое младших поют, подпевают гости.
А у мертвых растут из очей колосья.
От огня и свинца истлели погоны,
В изголовье у них – зеленые клены...
Используя ладовые элементы думы, народную танцевальную ритмику, композитор создает угрюмо-угловатый образ трагической свадьбы, связанный с напрасно ожидающими своих женихов невестами («На столах пироги, а столы дубовые, семь девчат ожидают, в пляс пойти готовые»). Особую экспрессивность балладе придают политональные комплексы и сложные размеры. Стремясь создать емкую, впечатляющую картину, композитор как бы переключает планы действия: от мерного повествования (4/4) к изломанно-танцевальному, нервному движению (5/8, 2/8, 4/8, 2/8).
Как образец психологически и драматургически целостной композиции цикл «Мать» принадлежит к лучшим страницам