Мать

В следующем романсе («Правда») важное смысловое и формообразующее значение приобретает остинатно проводимая попевка соль – ми – ми-бемоль, как бы воплощают щая неотступную мысль, которая тревожит героя и напоминает ему о материнском напутствии: «Мудрым будь и смелым в жизни будь!»

Трагичен сюжет третьего романса («Баллада»). Мать ждет своих семерых сыновей за праздничным столом. Но с войны возвращаются не все:

Трое младших поют, подпевают гости.

А у мертвых растут из очей колосья.

От огня и свинца истлели погоны,

В изголовье у них – зеленые клены...

Используя ладовые элементы думы, народную танцевальную ритмику, композитор создает угрюмо-угловатый образ трагической свадьбы, связанный с напрасно ожидающими своих женихов невестами («На столах пироги, а столы дубовые, семь девчат ожидают, в пляс пойти готовые»). Особую экспрессивность балладе придают политональные комплексы и сложные размеры. Стремясь создать емкую, впечатляющую картину, композитор как бы переключает планы действия: от мерного повествования (4/4) к изломанно-танцевальному, нервному движению (5/8, 2/8, 4/8, 2/8).

Как образец психологически и драматургически целостной композиции цикл «Мать» принадлежит к лучшим страницам

110

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»