песенного фольклора, поездки 6 западные области Украины, напряженная работа над сценарием и либретто.

В пьесе Франко последовательно развиваются традиции критического реализма. Называя театр «школой жизни», классик украинской литературы менее всего был склонен к эффектной сценической интриге и пресловутому этнографизму. С помощью точного психологического анализа народных характеров он раскрывает социальные условия, породившие трагедию в галицком селе Незваничи. Конфликт драмы носит конкретный историко-бытовой характер. Взаимоотношения ведущих персонажей – Анны, Миколы Задорожного и Михайлы Гурмана – становятся как бы моделью подлинных жизненных процессов, происходящих в условиях полицейско-чиновничьего строя Австро-Венгерской империи.

Коллизии пьесы, расстановка персонажей и их обрисовка на первый взгляд не укладываются в привычные рамки драматического произведения с его силами сквозного действия и контрдействия, положительными и отрицательными- героями. Действительно, кто же здесь положительный герой: Микола Задорожный, ставший убийцей, Михайло Гурман или Анна, нарушившая супружескую верность? А с другой стороны, можно ли считать отрицательным персонажем Анну – обманутую и униженную женщину, которая не в силах отказаться от своей единственной, чистой и страстной любви? Не является ли поступок Задорожного скорее выражением высшей степени отчаяния измученного несправедливостью человека, чем преступлением? Наконец, можно ли полностью обвинять Гурмана, с кем судьба обошлась не менее жестоко?

Незримый и грозный негативный образ «Украденного счастья» – социальный строй, безжалостно разрушающий людские судьбы. Но и он не в силах убить в человеке высоких и чистых стремлений. «Целью моих произведений, – указывал И. Франко, – является не столько раскрытие ненормальностей жизни, но прежде всего обнаружение поэзии и красоты в той ненормальной жизни, которая складывается у людей разных слоев, и обнаружение порывов и стремлений к исправлению этой жизни»1.

Острота социального конфликта и глубокая психологическая разработка характеров, строгая логика драматического развития и опора на фольклор – вот предпосылки

___________________

  1. Цит. по кн.: Білоштан Я. Іваи Франко і театр. – Киев, 1967, с. 73.

55

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»