до трагической гибели двадцати шести бакинских комиссаров. Но отсутствие симфонизма как метода музыкально-драматургического мышления, а также психологической разработки социальной тематики препятствовало полноценной сценической жизни первых советских опер.

Что же касается оперы харьковских композиторе, то, несмотря на некоторые недостатки драматургического порядка, она сыграла свою роль в развитии украинского театрального искусства. И эта работа, особенно для Ю. Мейтуса, была чрезвычайно плодотворней. Приступая позднее к своим крупным оперным сочинениям – «Молодая гвардия» и «Северные зори», — он использовал накопленный опыт. В период создания и постановки «Перекопа» Ю. Мейтус общался с крупнейшими украинскими режиссерами, певцами, художниками1. Эти встречи оставили большой след в жизни композитора; они во многом способствовали формированию основных принципов его художественных поисков, вырабатывали столь необходимые для каждого оперного деятеля критерии в оценке многообразных явлений театральной жизни. Среди ярких впечатлений молодости Юлия Мейтуса – встречи с А. Петрицким, А. Ропской, О. Петрусенко.

С художником Анатолием Петрицким он познакомился еще в период работы над спектаклями театра «Березиль». Ю. Мейтуса привлекали независимость и прямота суждений, некоторая парадоксальность его высказываний и, разумеется, оригинальность работ, насыщенных богатством красок, неисчерпаемой выдумкой.

Ю. Мейтус искренне обрадовался, когда узнал, что киевский спектакль «Перекопа» будет оформлен А. Петрицким. Авторы оперы долго беседовали с ним, дирижёром В. Дранишниковым и режиссером Н. Смоличем о замысле и решении темы гражданской войны в опере, подкрепляя свой рассказ музыкальными иллюстрациями, которые во многом и определили оформление спектакля. Декораций Петрицкого способствовали образному раскрытию содержания оперы. До сих пор вспоминает композитор яркие костюмы, выразительную гамму красок в обрисовке ночного Сивашского залива, световое решение ряда эпизодов – все то, что помогало передать суровую обстановку последних дней Перекопской эпопеи.

Во время работы над спектаклем «Перекоп» Ю. Мейтус

___________________

  1. Киевская премьера состоялась 20 января 1939 г. (режиссер Н. Смолич, дирижер В. Дранишников, художник А. Петрнцкий). В харьковской постановке дирижировал М. Штейман.

20

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»