народной жизни. Первая песня («А на завтра неділенька» повествует о тяжелой доле старого солдата, задавленного муштрой; за небольшой проступок человека истязают и забивают до крови. Передавая драматизм содержания, Паторжинский пел концовку сурово, с чувством гнева.

Совсем по-иному звучала следующая песня («Ой, там за ярочком») – лирическое обращение к матери, проникнутое нежной сыновней любовью. Третья и четвертая («Вітер, вітер коло хати», «Ой, матінко, зірко») не менее выразительно трактовались артисткой М. Литвиненко-Вольгемут. Пятую («Ви, музики, грайте») снова пел И. Паторжинский, передавая буйство красок, безудержное веселье. Последние восемь тактов с озорной припевкой «Грайте, грайте!» он исполнял с особенной широтой и подъемом. «Мастерство и артистичность, – пишет Ю. Мейтус, – позволили Ивану Сергеевичу из каждой вокальной пьесы создавать шедевр, который надолго оставался в памяти слушателя. Великий знаток украинского фольклора, умевший ярко раскрыть его героику, нежную лирику, юмор, подать это все сочно, убедительно, но отнюдь не грубо и не развязно, таков был Иван Сергеевич – непревзойденный исполнитель народных песен»1.

На концерте в театре «Березиль» «Пять песен» исполнил Михаил Роменский, в ту пору завоевавший любовь зрителей своим выразительным, красивым голосом и оригинальной интерпретацией многих ведущих оперных партий. Заглядывая вперед, следует сказать, что это была не последняя встреча М. Роменского с творчеством Юлия Мейтуса: среди оперных ролей замечательного певца выделяется образ Андрея Валько в «Молодой гвардии».

Горячий интерес к украинскому фольклору у Ю. Мейтуса сочетается с поиском свежих, выразительных средств для музыкальной интерпретации современной темы. Он пишет «Песню о Чапаеве» на слова Д. Дзюбы, романс «Клятва» (памяти С.М. Кирова) на слова В. Зорового, Третью сюиту для симфонического оркестра, посвященную освобождению Западной Украины. В течение же 1938-1939 годов вместе с харьковскими композиторами В. Рыбальченко и М. Тицем Юлий Мейтус увлеченно работает над оперой «Перекоп».

Задача, поставленная авторами, была особенно сложна потому, что не было еще накоплено опыта в отображении событий гражданской войны. В написанных ранее операх

__________________

  1. Мейтус Ю. Мой первый Валько. – В кн.: Иван Сергеевич Паторжинский. М., 1976, с. 147.

17

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»