В апреле 1970 года в Алма-Ате была осуществлена постановка второй редакции оперы (дирижер Г. Дугашев, режиссер Б. Рябикин, художник М. Виноградов). Авторы несколько сократили девятую картину, а в качестве финала создали еще одну (десятую), изобразив в ней политическую сходку студентов Казанского университета. Эмоциональным ключом к решению этой сцены стал эпизод из романа Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых»: «Никто, ни в семье, ни среди товарищей, не видел и не оставил свидетельства о том — плакал или нет Володя Ульянов о брате, которого самозабвенно любил с детства... Но страшная сила выдержки, с какой он сдал выпускные экзамены, невольно приходит в голову, когда читаешь сухой полицейский отчет о том, как прорвалась эта выдержка Ильича на казанской сходке, и о том, как он мчался в исступлении по университетским коридорам, красный лицом, размахивая руками и бессвязно крича. Гений революции опьяняюще коснулся его, как только студент Владимир Ульянов почувствовал себя в закипевшей огнем, взволнованной человеческой массе»1.

Таким образом, юный Ленин был показан в активном действии; это был его первый шаг в революционном движении, первое боевое крещение.

В алма-атинском спектакле в роли В. Ульянова большого успеха добился талантливый Ермек Серкебаев2. Он, а также В. Яковенко (Александр), Р. Джаманова (Мария Александровна) и дирижер Г. Дугашев, были удостоены Государственной премии Казахской ССР за 1972 год 3 .

Постановка оперы «Братья Ульяновы» на куйбышевской сцене (режиссер Б. Рябикин, дирижер И. Айзикович, художник М. Виноградов) была отмечена дипломом I степени на Всесоюзном конкурсе спектаклей, посвященных столетию со дня рождения В.И. Ленина. В ней последовательно выявлялась антитеза света и тьмы, радости революционной борьбы и мрака самодержавного гнета. Широкие волжские просторы противопоставлялись угрюмым контурам Петропавловской крепости и замкнутому пространству Дворцовой площади. Психологическая точность отличала

___________________

  1. Шагинян М. Семья Ульяновых. Тетралогия. — Собр. соч. в 9-ти т. М., 1974, т. 6, с. 454.
  2. Это была вторая встреча Е. Серкебаева с музыкой Ю. Мейтуса: в 1955 году артист успешно исполнил партию Олега Кошевого в алмаатинской постановке «Молодой гвардии».
  3. В том же составе опера прозвучала на алма-атинской сцене и в 1980 году (дирижировал В. Руттер).

83

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»