Ария Валько («Придет рассвет желанный») пропитана напевными, кантиленными интонациями. Не создавая исчерпывающей характеристики персонажа, она тем не менее как бы фокусирует в себе суть данного образа и одновременно передает психологическое содержание ситуации: в последние минуты перед казнью Валько рисует своим юным друзьям картины мирной, цветущей земли, за свободу и счастье которой они отдают жизнь. Пластичная мелодия, расцвеченная пасторальными наигрышами и светлыми мажорными красками оркестра (после сумрачного соль минора, в котором выдержан эпизод возвращения Ульяны с допроса), звучит как гимн жизни.

Образ другого большевика-подпольщика – Проценко – оказался в опере менее убедительным и скорее похожим на тот тип схематичного, декларативного героя, о котором говорилось выше. Ему недостает жизненной характерности, типичности.

Краткие музыкальные зарисовки представителей старшего поколения семьи Кошевых – бабушки Веры Васильевны и матери Елены Николаевны – проникнуты искренней теплотой. Благодаря близости лейтмотива Елены Николаевны теме народа, ее образ логично воспринимается как обобщение типичных черт женщины-патриотки, отдающей Родине самое дорогое в жизни – сына.

В «Молодой гвардии» преобладает мелодический речитатив и ариозное пение. Истоки речитативов Мейтуса не в разговорной речи, как у Даргомыжского или Мусоргского, а в напевной вокальной декламации, идущей от Чайковского. Кроме того, в интонационном складе речитативных реплик героев оперы явно ощущается фольклорная основа, и это еще более усиливает искренность драматического переживания, правдивость воссоздания событий.

Важную роль в драматургии сочинения выполняют популярные бытовые музыкальные жанры. Эстрадная (несколько в салонном стиле) песенка в эпизоде Любы Шевцовой с немецким офицером является своеобразным обобщением того мещанского мирка, к которому якобы принадлежит героиня. Своеобразная сюита песен и танцев, построенных таким образом, чтобы создать впечатление нарастающего веселья на октябрьском вечере у Кошевых, резко контрастирует появлению Клавы, сообщающей об аресте некоторых членов организации. Именно здесь происходит перелом в развитии сюжета, осуществляется переход в сферу трагедийного.

Оркестр в опере Ю. Мейтуса – основной носитель драматического развития. Ведущие музыкальные темы обычно

43

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»