Вторая картина переносит нас в покои хивинского хана. Третья – на берег реки Артек, в аул, где родился Махтумкули; здесь происходит встреча поэта с отцом и с возлюбленной Менгли, которая вошла в литературу подобно дантовой Беатриче. В четвертой картине интенсивно нагнетается конфликт между Махтумкули и Нобат-ханом, предающим интересы туркменского народа. Многопланова заключительная картина оперы: здесь и тревожная перекличка часовых, и нападение персидского отряда на аул... Враги издеваются над Махтумкули и жгут его книги. Но взгляд поэта устремлен в будущее, где видится ему осуществление мечты всей жизни. Заключительная сцена наполнена светом и ликованием. Сбываются слова поэта:

Соловью – цветок любимый,

Мне, Фраги, – народ родимый,

Стих мой скромный, стих гонимый Правнук мой произнесет.

Ю. Мейтус создает сочную музыку, насыщенную терпкими гармониями и упругими ритмами Востока. Здесь запечатлены и псалмодическая речитация Азанчи на минарете, и мерный шаг шествия каравана, и хоры туркменских девушек, и персидские танцы. Стихия танца пронизывает всю оперу, воплощаясь в гибком рисунке мелодии и в трехдольных ритмах. В партитуре преобладает квартовая гармония, как известно, свойственная фольклорным созвучиям. Композитор обогащает народную речь различными политональными эффектами, нонаккордовыми сочетаниями, изобретательными тембровыми находками, разнообразит тональный план сцен и картин и непрерывно преобразует основную метроритмическую сетку:

Свой богатый опыт оперного драматурга Ю. Мейтус переносит на обработку народнопесенного материала. Тема Махтумкули уже при первом своем появлении драматизирована, звучит страстно, подчас даже истово, с огромной внутренней убежденностью:

74

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»