оркестра «На Днепрострое») прозвучало в 193& году в харьковском Клубе пролетарского студенчества, затем в оперном театре под управлением Арнольда Маргуляна и на сессии Верховного Совета УССР, посвященной торжественному открытию Днепровской гидроэлектростанции имени В.И. Ленина. Одна из частей сюиты – четвертая – была записана на пластинку фирмой «Колумбйя» в исполнении оркестра Парижской филармонии под управлением Юлиуса Эрлиха.

Могучий образ Днепра с его грозными порогами, романтика вдохновенного труда и небывалого энтузиазма молодых строителей электростанции привлекли писателей, композиторов, породили желание воспеть героику подвига, запечатлеть ее в художественных образах. Так было создано не одно произведение поэзии и прозы, театра, кинематографа и музыки, в том числе поэма А. Безыменского «Трагедийная ночь» (положенная в основу одноименной оперы украинского композитора К. Данькевича), знаменитый кинофильм «Иван» А. Довженко и другие сочинения.

Ю. Мейтус не мог пройти мимо события, взволновавшего современников. Трактовка композитором темы, характер образов симптоматичны и для его творческой индивидуальности на данном этапе развития, и для уровня украинской музыкальной культуры тех лет, переживавшей период активных поисков нового в художественном отражении окружающей действительности.

Особенности этого сочинения – в соединении традиционных контрастов частей сюиты с симфонизацией тематического материала, в насыщении всего цикла сквозным программным замыслом (кроме общего названия, роль смысловых ориентиров здесь выполняют поэтические эпиграфы к каждой части). Образы седой древности (в первых частях) сменялись картинами радостного, свободного труда советских людей, покоряющих могучую стихию реки (в последних частях). В качестве одной из лейттем выступает несколько архаичная мелодия украинской обрядовой песни «Ой, весна-весниця». Это – единственный пример прямого фольклорного заимствования; все остальные темы – авторские и по своему интонационному складу близки современной музыкальной лексике.

В оркестровке сюиты было немало интересных творческих находок. Стремясь точнее воспроизвести атмосферу большой стройки, автор применяет обширную группу всевозможных ударных инструментов. Кроме verghe (прутья) и raganeIla (трещотка), ксилофона и молотков, ударяющих по стальному рельсу, он вводит специальное приспособление,

13

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»